15.11.2017
Актуальность проекта:
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально- региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны. Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо знать его.
Проблема:
Дети дошкольного возраста страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Знакомство детей с родным городом формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами своей Родины. Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в нашем ДОУ, но результаты показали необходимость усиления работы в данном направлении. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного города.
Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей через ознакомление с родным городом.
Задачи проекта:
-
Дать знания детям о родном городе: истории, символике, достопримечательностях, экологической ситуации в городе.
-
Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города.
-
Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
-
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды города.
-
Воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Ресурсное обеспечение:
-
книги;
-
журналы;
-
открытки;
-
художественные произведения и материалы;
-
музыкальный репертуар об Азове;
-
интернет ресурсы.
Гипотеза:
Проживая в городе Азове, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах нашего города. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Тема выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшей группы и объема информации, которая будет ими воспринята.
Ожидаемые результаты:
-
Дети должны знать и называть свой город, символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну.
-
У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.
-
У детей должно быть сформировано представления о культуре поведения в общественных местах, об экологической культуре.
Этапы проекта:
I этап – подготовительный
Цель:систематизирование и отбор теоретического и методического материала.
Задачи:
-
Повысить уровень знаний педагогов и родителей о родном городе.
-
Подобрать методическую и художественную литературу, наглядные и дидактические пособия.
-
Создать развивающую среду для расширения знаний о родном городе.
-
Провести обследование знаний детей по теме.
II этап – основной
Цель: реализация проекта, формирование у старших дошкольников разносторонних знаний о родном городе, чувства любви, гордости и бережного отношения к нему.
Содержание работы над проектом
Образовательные области | Виды детской деятельности |
Образовательная область «Речевое развитие» | 1. Беседы:
2. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края. 3. Чтение и обсуждение произведений о родном крае.
|
Образовательная область «Познавательное развитие» | 1. Просмотр видео и фото-сюжетов о городе Азове. 2. Оформление игротеки дидактических игр:
3. Беседа о климатических условиях города, области. 4.Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира Ростовской области. 5. Викторина «Что я знаю о родном городе». |
«Социально-коммуникативное развитие» | 1. Ручной труд: · Изготовление символики города. 2. Экскурсии по родному городу. 3. Экскурсия в краеведческий музей г. Азова. 4. Сюжетно–ролевые игры: · «Семья»; · «Поездка по городу»; · «Библиотека»; · «Прогулка в парке»; · «Строим город». |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | 1. Рисование
2. Лепка: · «Животные и птицы Ростовской области» · «Яблочный спас»
3. Аппликация: · «Дома на нашей улице»; · «Герб города».
|
Образовательная область «Физическое развитие» | 1. Беседы по ЗОЖ: · «Полезные привычки»; · «Если хочешь быть здоров»; · «Лечебный чай». 2. Подвижные игры: · «Дождь и солнце»; · «Жмурки»; · «Золотые ворота»; · «Гуси-лебеди»; · «Салки»; · «Удочка». |
Взаимодействие с родителями | 1. Анкетирование родителей «Что вы знаете о городе Азове». 2. Создание фотоальбома «Город Азов». 3. Уголок доверия «Вы спрашивайте, мы ответим». 4. Помощь в организации экскурсий. 5. Участие в выставках: · рисунков «Любимый город»; · фотокомпозиций «Азов-крупиночка России»; 6. Изготовление книжек-малышек про Азов. |
3 этап – итоговый
Цель:подведение итогов, распространение опыта работы.
Задачи:
1. Провести мониторинг знаний усвоения детьми, в результате, проведенной работе.
2. Наметить задачи дальнейшей работы, с учетом результатов диагностики.
3. Создать презентацию «Достопримечательности города Азова».
Используемая литература:
1. Князева О. Л. и др. Приобщение детей к истокам русской народной культуры – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
2. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? - М.: Творческий центр, 2004.
3. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - М.: Творческий Центр, 2009.
4. Человек в истории культуры (нравственно-патриотическое воспитание, родной край) - А.Д. Долбня;
5. А.Д. Долбня; «Флора и фауна донского края» из опыта работы
6. Н.А. Рыжовой «Экологическое образование в детском саду».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.11.2018
Дата обновления: 23.11.2018
Дата публикации: 15.11.2017